Отчёт о Карельской поездки в августе 2011.
День 1 (108.8 км, средняя движения 13.9 км/ч, набор высоты 1117.1 м)
Поезд прибыл почти на полярный круг, на станцию Чупа, ранним-ранним утром. Только-только светало, а мы, ожидая прибытия электрички Лоухи-Апатиты, чтобы подбросится на десяток километров, поехали кататься по Чупе. Спящий и почти безлюдный посёлок, заброшенные и обшарпанные дома. Как потом сказали жители, население с начала 90х уменьшилось почти в 3 раза. Холодный ветер и сплошная облачность дополняла картину.
Тем временем подошла электричка и, проехав пару остановок, мы высадились на станции Полярный круг и поехали обратно в Чупу, делая некоторую радиалку к Белому морю. Отличная тихая и слегка каменистая грунтовка, вокруг сосновые леса, заросли черники и малины.
Единственная обитаемая деревня Нильмогуба, от которой, однако, нет разумных дорог к Чупе – местные предлагали проехать через посёлок Карельский. Мы же, позавтракав у дороги, попробовали пробраться, но сначала накатанная дорога быстро заросла, не доходя пару километров до другой дороги. Как выяснилось позже, эта ситуация в здешних местах довольно распространена и не стоит рассчитывать, что если есть дорога на 150 км через тайгу с разрывом в 2 км, на то, что этот разрыв будет проезжим. И нам пришлось возвращаться назад к отвороту на Карельский, от которого начался отличный, ровный и широкий грейдер, ведущий в заброшенный посёлок. Из когда-то живших здесь 300 человек, остался единственный жилой дом и дома всего-навсего двух дачников. Именно эти дачники дали нам макарон и тушёнки, так как было очевидно, что сегодня до Чупы нам не добраться и провели экскурсию по развалинам посёлка, по заброшенным слюдяным шахтам. Рассказал про, вроде бы, захоронение отработанного ядерного топлива в заброшенных шахтах, которое проводили по ночам, про рубины, которые находят на одном из близлежащих озёр...
Единственная обитаемая деревня Нильмогуба, от которой, однако, нет разумных дорог к Чупе – местные предлагали проехать через посёлок Карельский. Мы же, позавтракав у дороги, попробовали пробраться, но сначала накатанная дорога быстро заросла, не доходя пару километров до другой дороги. Как выяснилось позже, эта ситуация в здешних местах довольно распространена и не стоит рассчитывать, что если есть дорога на 150 км через тайгу с разрывом в 2 км, на то, что этот разрыв будет проезжим. И нам пришлось возвращаться назад к отвороту на Карельский, от которого начался отличный, ровный и широкий грейдер, ведущий в заброшенный посёлок. Из когда-то живших здесь 300 человек, остался единственный жилой дом и дома всего-навсего двух дачников. Именно эти дачники дали нам макарон и тушёнки, так как было очевидно, что сегодня до Чупы нам не добраться и провели экскурсию по развалинам посёлка, по заброшенным слюдяным шахтам. Рассказал про, вроде бы, захоронение отработанного ядерного топлива в заброшенных шахтах, которое проводили по ночам, про рубины, которые находят на одном из близлежащих озёр...
А мы по узкой, гораздо менее наезженной дороге, поехали вперёд, мимо огромного рудного комбината, уже заброшенного, вроде, в 93-м отъехав от которого с пяток километров, мы устроились на озере.
День 2 (91.4 км, средняя движения 15 км/ч, набор высоты 968.3 м)
Утро. Узкая и зарастающая на обочинах дорога после длинной дамбы и старенького деревянного моста, который развалится через несколько лет, стала широкой и петляла среди каменюг и вскоре вышла на магистральную дорогу, поблёскивающую розоватой слюдой через посёлки чупинского горнообаготительного комбината. Когда-то все эти дороги и посёлки были построены для добычи слюды и других минералов, а теперь постепенно пустеют. Местные даже хвастают, что когда-то Чупа была больше районного центра (Лоух) и вот-вот поменяли бы статусы местами... Мы же тем временем, побродив у берега залива Белого моря, вскоре въехали снова в Чупу.
Далее по основной, но малоиспользуемой дороге мы поехали в сторону одного из последних рудников, в Чкаловский. Тёплый летний день, а вокруг вместо ожидаемых комаров и кусачих мух летали стрекозы. Набитый поворот направо и грунтовка, петляющая по холмикам среди озёр к дачному посёлочку “пристань Лоушки”, вскоре за которым потянулся и райцентр. Он, на удивление, произвёл даже менее приятное впечатление, чем Чупа: низенькие, барачного типа домики вдоль одной из немногих асфальтированных дорог. Даже местные, которых мы спрашивали, говорили, что и в советские времена в Лоухах жизнь особо не кипела. Другой сердобольный водитель расспросив про наш маршрут, стал предупреждать, что на трассе (М18) водители Камазов прикормили какого-то медвежонка, который клянчит еду у проезжающих водителей...
Мы же, основательно закупив еды, поехали по асфальту на запад параллельно почти заброшенной лесовозной железной дороге и устроились на берегу широкой Керети. Перед этим, однако, был забавный разговор с местным дачником – судьёй о состоянии дорог. Тот рассказал, что если две грейдерный дороги не соединены на карте, то это действительно так и есть и стал пугать делами о признании умершими заблудившихся грибников и непролазными болотами.
Тем не менее, мы довольно рано устроились на берегу широкого озера-реки, понаблюдали за закатом и в процессе этого, оступившись на камне, я мокнул фотоаппарат.
(Некоторые технические комментарии: Я, когда немного, на 3-5 см, утопил угол фотоаппарата, решил как можно быстрее её удалить. Само собой, я сразу же вытащил аккумулятор и батарейку, обеспечивающую ход часов, и стал интенсивно махать, чтобы вытряхнуть воду. Этого точно не стоило делать – какая-то капелька воды попала в высоковольтную часть, отвечающую за зарядку вспышки и спустила всё это напряжение неизвестно куда. Вывод – надо было в том положении, что я и утопил, положить его и дать воде стечь. В результате этой ошибки я провозил фотоаппарат в виде напоясной гирьки, а вы же, будете довольствоваться редкими фото на мобильник отдельных мест).
Вообще, мы сегодня не спешили, так как решили срезать ещё одну очень сомнительную петельку к Маслозеру, поэтому отъехав от деревни, устроились у широкой реки.
Трек: http://gpsed.com/track/8390914372764173963День 3 (95.8 км, средняя движения 14.8 км/ч, набор высоты 844.3 м)
Утром, потратив немало времени на безрезультатную сушку
фотоаппарата, мы поехали дальше по тихому шоссе и свернули на длинный грейдер в
деревеньке Еловая.
Потянулась длинная, прямая то ли лесовозная, то ли рокадная фронтовая дорога, которая показалась особенно красивой. За эти полсотни километров дорога подымалась в холмы и пересекала болота, петляла вдоль озёр и мелких замшелых речушек.
Потянулась длинная, прямая то ли лесовозная, то ли рокадная фронтовая дорога, которая показалась особенно красивой. За эти полсотни километров дорога подымалась в холмы и пересекала болота, петляла вдоль озёр и мелких замшелых речушек.
Уже после обеда она стала разделяться, а мы продолжали ехать
по основной и уже под вечер свернули, прибыв на замусоренное место на берегу
огромного Топозера.
День 4 (44.5 км, средняя движения 8.6 км/ч, набор высоты 479.1 м)
Сегодня прямо с утра нам предстоял перелаз между двух
лесовозных дорог – мы вернулись на основную дорогу, которая буквально за
несколько километров выродилась из широкого грейдера в заросшую грунтовку и
вскоре растворилась в болоте. К этому мы были готовы и рассчитывали пройдя пару
километров, выйти на другую тупиковую лесовозку, держались болот, так как по
ним идти гораздо проще, чем продираться через лес, в котором нас ждало гораздо
более сложное препятствие – огромные россыпи черники, отнимавшие немало
времени.
Тем не менее, через километра полтора мы вышли на огромную
вырубку, на которой мирно догнивали сваленные в штабеля, но не увезённые сотни
кубометров сосны и берёзы. Однако обозначилась ещё одна проблема: из-за хождения
по вязкому болоту порвался один тапок (точнее сандаля shimano SD50, которая уже проехала
около 10000км), зашивание которой заняло более часа и поставило большой вопрос
о преодолении следующих болот. Ещё менее приятно было то, что накатанная дорога
отвернула куда-то на северо-восток, то есть туда можно было проехать и вовсе
без перелаза (на космоснимках видна новая прямая лесовозка, по которой сюда и
приезжают, похоже). А наша дорога снова стала ухудшаться – на одном участке она
уже поросла молоденькими берёзками, пошла по длинной лежнёвке через болота и
лишь спустя пару километров, у очередного штабеля гниющего леса, началась
хорошая дорога.
В отличие от вчерашнего грейдерищи, этой гораздо реже
пользуются грибники и охотники и, проехав несколько километров по ней, мы
набрали на обед почти килограмм растущих прямо на дороге подберёзовиков, из-за
чего путь до отворотки занял немало времени.
И вот дорога повернула на север, к базе отдыха Левицкое, от
которой остались лишь развалины и пошла вдоль песчаных берегов огромного озера
Поньгома, пересекла мостик через протоку, за что я сильно переживал – не
пропадёт ли дорога, так как информации о состоянии данного участка почти не
было, и уверенно потянулась в нужном направлении. Мы уже старались не обращать
внимание на растущие грибы и собирать лишь самые маленькие, казалось, что
сегодня удастся проехать намеченные 75 км, однако основная дорога резко
развернулась к озеру и пришлось продолжить движение по почти заброшенной колее.
На дороге торчали кустики, свисали ветки, однако год-полтора
назад тут кто-то проезжал, и завалов на дороге не было. Наша скорость падала и
в какой-то момент мы пошли пешком, дорога стала забирать не на юго-запад, а
строго на запад, предвещая многокилометровую пешку. Тупик – куски гусеницы от
бульдозера, несколько консервных банок, годных до 2002 года, и болота вокруг.
До обозначенной на картах дороги всего 2 км, что очень-очень немало для ломёжки
через болота и леса, а ещё тапок, который вот-вот порвётся. Уже вечерело и мы
решили вернуться чуть назад, чтобы как-нибудь подойти к крохотному озерцу. А
ночью был ливень, молнии и сильный ветер, который, впрочем, совсем не мешал.
День 5 (109.3 км, ср. движения 14.4 км/ч, набор высоты 485.5 м)
Вчерашний дождь изрядно
намочил лес, утром пасмурно, зато не капает. Предварительно изучив запасённые космоснимки,
мы решили как можно дольше держаться края болота, а не идти напролом через лес.
Пара сотен метров
по заросшему мшистому берегу озера и более километра по сухому болотцу, проходя
мимо россыпей ещё незрелой клюквы, снова напролом через лес – дорога осложнена не
столько завалами, а морем черники. Как
только велосипеды поехали по хорошему грейдеру, начался дождик. Дорога
подкисла, скорость движения упала, а уже полдень.
Тем не менее,
вокруг проплывали озёра, вспархивали с деревьев утки... Мы медленно ехали,
дождь не прекращался, запасы еды давно на исходе, так как сегодня утром по плану
мы должны были выехать на трассу к деревне. С каждой десяткой километров,
дорога становилась всё шире, на ней иногда проезжали машины, а уже к 4 часам
дня мы выехали на ремонтируемое (как и водится, асфальт кладут в дождь) шоссе. Здесь
и деревня, в которой мы надеялись на магазин – Шомба. Она, особенно под дождём,
выглядела довольно печально – несколько жилых, но покосившихся домов и ни
малейшего намёка на магазин на этой побитой и заброшенной трассе.
Теперь был выбор:
ехать по плану через Панозеро, за которым паром, снова бруль к посёлочку
Боровой. Но так не хотелось снова лезть в болота, под дождём и рискуя порвать
окончательно хлипко зашитый тапок. Так что, недолго думая, решили ехать 40
километров по этой грейдерной трассе в посёлок Кепа, где по уверениям местных,
точно есть магазин, а дальше будут нормальные, безболотные дороги до
запланированного посёлка. Цена всего этого – лишняя сотня, быть может,
километров, которые мы, всё равно, проедем быстрее, чем пару километров болота.
Однако, расслабляться
было рано – уже почти 5 часов вечера, а до Кепы без малого 40 километров
побитого грейдероасфальта, так что под постепенно прекращающимся дождиком, мы
поехали. Грейдер вскоре сменился асфальтом, и
мы благополучно приехали к магазину, закупились и, проехав несколько
километров, свернули на свежий широкий грейдер на Юшкозеро.
День 6 (76.5 км, средняя движения 14.9 км/ч, набор высоты 607.2 м)
Пасмурное утро, широкий новый грейдер вскоре смыкается со
старым извилистым более красивым гребнистым и разбитым. Вдоль тянутся старые, порванные
провода. Со временем грейдер ухудшается, и преодолевать гребёнку становится
сложнее, однако, после обеда мы добрались до тупиковой станции Юшкозеро –
низенький посёлочек с раскрашенными цветочками домами. Через несколько километров
– одноимённая деревенька, которая расположена у берега широкой реки Чирко-Кемь,
вокруг озёр и в косых лучах солнца она показалась особенно живописной: старые
дома, лодки на реке, маленькая метеостанция...
Вообще, мы сегодня не спешили, так как решили срезать ещё одну очень сомнительную петельку к Маслозеру, поэтому отъехав от деревни, устроились у широкой реки.
День 7 (82.8 км, средняя движения 12.7 км/ч, набор высоты 795.5 м)
Сегодня мы продолжили движение по побитому грейдеру к
посёлку Боровой. Перед самим посёлком основная дорога отвернула в сторону
Костомукши. Большой посёлок с даже асфальтовыми дорогами, пожарной частью и
несколькими магазинами. Здесь мы также узнали, что из Борового есть проезжая
дорога в Панозеро и этот крюк по тряскому и довольно скучному грейдеру. Тем не
менее, благодаря тому, что главная дорога отвернула в сторону, впереди была
отличная грунтовка, по которой мало кто ездит, но она в отличном состоянии и
петляющая по высокому холму у берега реки. В какой-то момент перед нами
появились свежие велоследы, а с горизонта начали надвигаться тучки.
Тем временем эта живописная дорожка снова пересекла
Чирко-Кемь, где и устроились ночевать.
День 8 (53.7 км, средняя движения 13.5 км/ч, набор высоты 466.3 м)
Дождливый день, поэтому никуда не
торопясь, мы выехали лишь после обеда – заглянули в необозначенной на картах
новой железной дороге и, не найдя прямой дороги к асфальту, вернулись назад на
грейдер, который перешёл, на удивление, в идеальный асфальт. Снова деревенька,
на этот раз на трассе – много домов и всего пара магазинов, после чего мы чуть
усугубили план и поехали по обозначенному на карте грейдеру в Муезерский.
Всего несколько лет назад, до
строительства асфальтовой дороги, здесь была основная дорога в райцентр, а
сейчас на самом въезде её уже подмыло и даже местные грибники сюда не заезжают.
Тем не менее, завалов нет, а прямо на самой дороге росли россыпи грибов, притягательность
которых под мелким моросящим дождиком нисколько не упала. Так как мы стартовали
поздно, то, проехав ещё несколько километров, мы устроились на ночёвку у
крохотного озера, поросшего зарослями голубики.
День 9 (49.7 км, средняя движения 13.9 км/ч, набор высоты 451.7 м)
Утром снова капал дождик, поднимался довольно сильный ветер
над озером, поэтому выезд сегодня тоже затянулся... Однако, после полуденного
сна, дождик закончился, и мы таки выехали. Вскоре наша дорога слилась с широким
грейдером, прошла по широкому деревянному мосту к райцентру Муезерский.
День 10 (81.2 км, средняя движения 13.6 км/ч, набор высоты 772.1 м)
И снова грейдер вдоль железной дороги в Волому под пасмурным
небом, где мы долго беседовали с местным прапорщиком-пограничником о здешних
таможенных нравах, начиная с советских времён. После Воломы тянутся два
грейдера: восточнее и западнее с, очевидно, близким качеством в Пенингу –
небольшой посёлочек, встречающий приезжающих куском висящего рельса,
используемого в качестве пожарного колокола и рассказами местных о нескольких
странно сгоревших домах.
Как и водится, после обеда начался дождик, а мы продолжили
ехать по скучному грейдеру и под вечер устроились ночевать на озере за железной
дорогой, куда нет автоподъезда.
День 11 (95.2 км, средняя движения 14.8 км/ч, набор высоты 839.7 м)
Именно сегодня настигло понимание того, что у нас нет
никакого запаса времени и нужно ехать, мягко говоря, несколько бодрее - снова грейдер вдоль железки, уже посёлочек
Суккозеро, а после него – знакомые Гимолы, которые проезжал несколько лет
назад. То ли дорога была довольно скучна, но здесь запомнилась бабулька, мирно
копавшаяся в огороде у своего дома. Мы, вдвоём, находясь в метрах 20 спросили у
неё, где же тут магазин, а она сразу испугалась, сжалась и, ожидая, видимо, неминуемой
мучительной расправы над собой, таки показала дорогу.
Под вечер, как и водится, дождь, подкисающий грейдер и
мокрое озеро, поросшего чахлым леском, а ночью сильнейший ливень, но мы были
уже под тентом...
День 12 (102.5 км, средняя движения 15.5 км/ч, набор высоты 1025.7 м)
Утром снова пасмурно. Но мы уже поняли, что хорошая погода –
это когда дождь под вечер, поэтому и продолжили крутить по грейдерище до
Поросозера, потом через знакомую Костомуксу, под дождём в Лакхоламен, Тойволу,
после которой мы свернули на малоезженую дорогу в сторону деревни Суоёки. Деревня
оказалась довольно процветающей, к которой основная дорога подходит чуть южнее.
Далее, как рассказали местные, отсюда дороги идут и в
Вохтозеро и в Кудаму, куда мы и собирались ехать. Однако уже вечерело и
устроились на ночёвку, у небольшого озерца Гюбия.
День 13 (105.4 км, средняя движения 15.3 км/ч, набор высоты 751 м)
Дорога, по сравнению со скучненьким грейдером, стала куда
интереснее: петляла, то и дело появлялись лужицы, вокруг – деревца и озёры...
Как и водится, пошёл дождичек, а по дороге попались сначала кто-то на копейке,
гружёной грудой чемоданов, то какие-то странные джипперы не знающие дороги... Тем
не менее, мы вскоре приехали в Кудаму, от которой пошла широкая дорога вдоль
широкого Сямозера. Дождик, вроде, закончился, мы выехали на асфальт и к вечеру
добрались до Шуи, где и устроились ночевать.
День 14 (88 км, средняя движения 11.8 км/ч, набор высоты 959.2 м)
Утро и день не предвещает дождя, и мы, быстро проскочили
асфальт и мы выехали к деревеньке Каскенаволок, в которой местные дачники
угостили нас брусничным пирогом и очень подробно рассказали о грунтовках в
сторону М18. По ним можно приехать в сторону Вернеолонецкого, от которого они
предложили пилить почти 20 км по этой милой трассе на север. Это нас не сильно
прельщало и, расспросив местных, выяснили, что есть прямая дорога до Святозера.
Вроде, километраж небольшой и мы быстро направились в нужном
направлении, дорога быстро ухудшилась – здесь явно недавно велись вырубки, о
чём вскоре красноречиво свидетельствовали прошлогодние и уже порядком
подгнившие штабели нарубленного леса. Пришлось возвращаться и пытаться проехать
восточнее, где мы встретили местного джиппера, который на распечатанном куске
карты рассказал о дорогах в нужном направлении. Заодно побродили по огромной брошенной
избе, построенной ещё в 19-м веке.
К сожалению, я запомнил этот участок довольно плохо, но тем
не менее, мы вполне выехали к Лижменскому озеру и тут встал другой вопрос – куда
ехать?. Когда мы ехали по асфальту, то, не задумываясь проехали магазин и
теперь стояли перед выбором: ехать в деревню Святозеро и потом ещё километров
10 по трассе с буквой М или прямиком к нужной дороге, но без магазина. Вопрос
был ещё интересен тем, что нам до поезда оставались сутки и около 120 км с ...
некоторым брулем и добавлять петлю не сильно хотелось. Поэтому мы решили ехать
вперёд, благо кой-какие продукты ещё оставались.
Далее немного по старой трассе, грейдеру в сторону Верхних
Важин и Кашкан мы ехали почти до темноты и устроились почти в 100 км от Петрозаводска.
День 15 (100.7 км, средняя движения 13.6 км/ч, набор высоты 756.8 м)
Сегодня мы встали раньше обычного и быстро достигли почти брошенной
деревеньки Кашканы, от которой по разбитой дорожке направились на
северо-восток, по дороге. Оставалось километров 10 неизвестной дороги, а далее
Петрозаводские велосипедисты проезжали и отмечали отворотку с нашей дороги.
Как и ожидалось, эти 10 километров были не просты: дорога
всё ухудшалась, и вскоре мы шли пешком по поросшей мелким кустарником просеке,
по камням журчали ручейки... Далее был разрушенный мостик и уже почти проезжай
дорога, потом уже вполне проезжая и через пару часов мы уже ехали по известной
дороге.
Приятные грейдера и удивительная лёгкость, поскольку еды у
нас почти не осталось. Даже проезжавший мимо охотник сжалился:
-а не скажите, где магазин?
-а что вам надо?
-да кушать хочется...
-О. У меня тут кусочек мяса остался... Не брезгуйте...
В общем, далее были дачи, асфальт, магазин, короткая поездка
по Петрозаводску и поезд в Москву.
Комментариев нет:
Отправить комментарий