понедельник, 11 сентября 2017 г.

Буковский: И возвращается ветер

Прочитал на днях книгу Буковского (кто не знает, стишок про Луиса Корвалана - это о Буковском). Книга написана, действительно, здорово и позволяет сравнить то, что происходило в 60-е и 70-е и текущее время. Да, многое поменялось, стало мягче в целом. Хотя, сходства и стилистика... ой как близки!
Несколько цитат оттуда внизу.

"чаще всего в камере и не говорят ни о чем, потому что всё друг о друге знают. И удивляешься, как же малосодержательны мы, люди, если через полгода уже и спросить друг у друга нечего"

"О нет, они не станут прямо так, в лоб, предлагать сотрудничество. Им нужно пока гораздо меньше - каких-то мелких уступок. Просто приучить тебя к уступкам, к мысли, что надо идти на компромиссы"

"Потому-то знающий зэк не судит о тюрьме по фасаду или по общей камере - он судит по карцеру. Так и о стране вернее судить по тюрьмам, чем по достижениям"

"разница между жизнью и смертью такая ничтожная, такая пустячная: всего-то на пару градусов изменить температуру тела - глядь, а это уже труп."

"[не насилие,] не винтовка, не танки, не атомная бомба рождают власть, не на них власть держится. Власть - это покорность, это согласие повиноваться, а потому каждый, отказавшийся повиноваться насилию, уменьшает это насилие"

"бабки [санитарки в психиатрической клинике] же все замечали и обо всем тут же докладывали. А спросишь их, бывало: "Что ж вы так? Вы же ведь верующие!" -"Как же, - говорят, - работа у нас такая"

"Порядки, вводимые властями на моей памяти, всегда были противоестественны, противоречили здравому смыслу и всегда вводились под угрозой наказания"

"родился в самый разгар войны, когда миллионы людей убивали друг друга ради того, какие будут на свете концлагеря: коричневые или красные"

"А спросите и сейчас любого западного социалиста: что делать при социализме с неподходящими людьми? Воспитывать - ответит он. "

"Нужно научиться уважать право самого невзрачного, самого противного человека жить, как ему хочется"

"без насилия реально создать только равенство возможностей, но не равенство результатов. Только на кладбище обретают люди абсолютное равенство"

"стоит только собраться трем единомышленникам, как тут же начинают соображать - как назвать свою партию. Затем пишут устав, программу, и все садятся в тюрьму"

"Нельзя учиться у врагов, если хочешь быть не таким, как они. Подполье рождает только тиранию"

"Давно уже стало ясно, что при нашей системе случайная смерть фюрера не влечет за собой перемен в политике"

"Ясно мне было одно - освобождение не приходит к человеку извне"

"Почему именно я? - спрашивает себя каждый в толпе. - Я один ничего не сделаю. И все они пропали. - Если не я, то кто? - спрашивает себя человек, прижатый к стенке. И спасает всех"

"Воистину мы рождены, чтоб Кафку сделать былью"

"Удивительно - как трудно советскому человеку научиться говорить "нет", "не хочу отвечать", "не буду рассказывать"

"Свидетель в политическом деле - это уже не свидетель, а подозреваемый. Сегодня свидетель - завтра в тюрьме"

"если следствию, наседкам, свидетелям и юридической безграмотности объединенными усилиями не удалось довести гражданина Н до раскаяния - за дело принимается адвокат"

"И следователь мой вызывал меня просто так, поболтать. За всей этой баталией мы и не заметили, как подружились, и ему стало теперь скучно провести день, не поспоривши со мной о чем-нибудь"

"Бывали такие курьезные случаи, когда адвокат настолько увлекался ролью возмущенного советского человека, что даже судья вынужден был его останавливать: - Товарищ адвокат, вы защищаете или обвиняете"

"Свобода иногда тяжелее тюрьмы, и после раскаяния, которое они демонстрировали в суде, им предстояло каяться еще и еще, да только уже всерьез"

"пока люди не научатся требовать то, что им принадлежит по праву, никакая революция их не освободит. А когда научатся - революции уже не потребуется"

"С некоторыми другими группами [КГБ занимающимися слежкой] отношения сложились лучше, и зимой, в сильные морозы, когда я выбегал из дома за хлебом в булочную на углу, кто-нибудь из чекистов занимал мне очередь в кассу, другой вставал к прилавку, чтобы быстрее с этим разделаться и опять вернуться в теплую машину"

"легче всего определить настоящего зэка, если вдруг задел его кто-нибудь, - такого виртуозного, фантастического мата, с переливами, завитушками и причудливыми коленцами, ни от кого больше не услышишь. Все затихают и почтительно прислушиваются. Новички - с завистью, знатоки - с одобрением"

"Любопытную категорию [заключённых] составляют люди, осужденные за надписи на избирательных бюллетенях"

"Кончился шантаж, как только перестали ему поддаваться"

"Интересное время начинается, - говорил мне один из них, украинец, даже освобождаться жаль"

"Собаки и чекисты, не выносят прямого взгляда - это я проверял много раз"

Комментариев нет:

Отправить комментарий